вот почитайте очень смешная рецензия на терминатора 4 : «Терминатор: Спасение» (оставим этот придурковато-пафосный локализованный подзаголовок) — один из самых нелепых и странных фильмов последних лет трех. Сама лента напоминает гипертрофированную постапокалиптическую вариацию «Волшебника из страны Оз» с тонной дистиллированного пафоса. В самом деле, есть суровое пугало Страшила-Джон Коннор, с атрофированным мозгом, есть Железный Дровосек в лице Маркуса Райта, чье сердечко вдоволь погуляет по рукам, есть даже заблудившаяся девочка Элли (это я естественно про Кайла Риза) с собачкой Тото в шапке-ушанке, а на субмарине прячется натуральный трусливый лев с узенькой бородкой. Как гвоздь программы даже присутствует волшебник Гудвин в лице говорящего компьютера Скайнет, который может менять облик в зависимости от предпочтений смотрящего.
Говорить серьезно о новой части эпохальной франшизы как-то не очень хочется: ничего кроме смеха вся эта билиберда во главе с позером МакДжи вызывать не может. Создатели основательно тряханули всем известный бренд, да так основательно, что он хрустнул под напором мощного продюсерского пресса как Т-800 от руки Сары Коннор в первой части. Тотальный и безжалостный ребрендинг смял беззащитную эпопею о войне людей с машинами. Если в Бондиане протагонист перестал как робот называть свое имя, то в «Спасении» главный герой скажет за фильм раз десять, чтоб все запомнили, как его мама в детстве назвала. Забудьте о каких-то лиричных отступлениях на тему взаимоотношений человека и техники, будут только задушевные монологи «о высоком» в духе финальной речи магистра Йоды во втором эпизоде «Star Wars». Естественно, дабы привлечь побольше детишек в кино, сценарий упростили донельзя да вдобавок напихали чисто мультяшные реплики аля «Destroy him». Банальнейший аморфный сюжет с зашкаливающим количеством пафоса не дает актерам просто-напросто разыграться и все без исключения персонажи получились пробковыми: что брутальный Маркус, что будущий залетчик Кайл Риз, что унылый до безобразия Джон Коннор. Благо хоть у Бэйла лицо вменяемое, а не отрешенный хавальник, что был у говорящей макаки-вундеркинда из триквела.
Адаптация для современного зрителя прошла успешно — новый «Терминатор» удовлетворяет запросам исключительно тех, кто оригинал двадцатипятилетней давности в глаза не видывал, а если смотрел, то поплевался от качества спецэффектов и переключил на любимых «Папиных дочек». «Спасение» же вообще не фильм, а вторичная компьютерная игра, очень похожая на синтез многострадального Quake 4 (заметьте, еще один квадриквел) и Command & Conquer: Tiberium Wars. От первого достался внешний вид борцов сопротивления, их оружия, а также фасончик некоторых терминаторов, до боли напоминающих Строггов, и один очень важный сюжетный поворот. А от второго — приглушенная цветовая палитра, виды техники и Майкл Айронсайд, который со времен «Звездного десанта» не вылезает из шкуры читающих короткие брифинги генералов. Откровенно наглые заимствования из «Войны Миров», «Трансформеров» и первых двух частей лишают картину хоть какой-то оригинальности и превращают ее в клишированный просроченный винегрет. 200 миллионов американских президентов ушли явно не на спецэффекты (а на что тогда?), потому что терминаторы и самолеты людишек стреляют исключительно дешевыми фейерверками «Ромашка», которые не вызывают никакого эстетического оргазма. Погоня на грузоподъемнике явно скоммуниздена у самой унылой части франшизы — «Восстания машин», а финальный баттл с покореженным Шварцнеггером вообще непонятно зачем слизан из «Судного дня». Вот что с гениальными фильмами делает скупая алчность.
Выход «Терминатора: Да придет Спаситель» (ну ладно, напишу уж как надо для придания последнему абзацу солидности и нарочитого пафоса) был закономерен — время сейчас такое, студийные боссы готовы дать сколько угодно долларов США, лишь бы переснимали и продолжали все самое успешное. Но есть такие фильмы, которые строжайше запрещено трогать жадными, сальными от купюр, руками. Это те, внутри которых бьется самое настоящее сердце. Магия кино, душа — называйте это как угодно, но у дилогии Кэмерона все вышеназванное было, хоть и скрытое под толщей спецэффектов. Да кого это волнует? Ведь главное, чтоб монета продолжала стабильно падать в карман. А пока отлаженная схема работает, мы увидим не только продолжения сего нашумевшего блокбастера, но и рестарты/сиквелы других не менее культовых лент. Кто там на очереди? «Чужие»? «Хищник»? Проходите, не стесняйтесь, место каждому найдется!
4 из 10